Воспитание
Нормативные документы:
- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г.»
- Стратегия развития воспитания РФ
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция государственной семейной политики
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025г
- Программа воспитания
- Положение о конфиденциальности результатов СПТ
Социально-психологическое тестирование:
- Распоряжение Департамента общего образования "Об организации и проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Томской области в 2024-2025 учебном году"
- Информированное согласие обучающегося, достигшего возраста 15 лет, на участие в социально-психологическом тестировании, направленного на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ
- Памятка по социально-психологическому тестирования в школах
- Памятка по социально-психологическому тестированию
- Памятка для родителей
Планирование работы:
- Программа воспитания на 2023-2024 учебный год
- Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
- Перечень мероприятий, рекомендуемых к реализации в рамках календарного плана воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
- Календарный план событий 2023-2024 учебного года
Положения:
- Положение о порядке выявления обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия
- Положение о порядке постановки на внутришкольный учёт
- Положение о Совете по профилактике
- Положение о совете учащихся
- Порядок выявления обучающихся, находящихся в социально опасном положении
- Порядок выявления семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказания им помощи в обучении и воспитании детей
- Порядок выявления фактов нарушения прав и законных интересов обучающихся, незамедлительного информирования родителей и органов системы профилактики
- Положение О Совете по профилактике правонарушений, преступности и безнадзорности учащихся
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по организации служб школьной медиации
- Методические рекомендации по разработке и внедрению Программ воспитания
- Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
- Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению
Профориентационная работа:
- Приказ Управления образования Администрации Томского района № 395 от 15.08.24 _о реализации ЕМП
- Приказ Управления образования Администрации Томского района № 438 от 11.09.2024 - осенняя сессия
- Приказ, план - О проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов в МБОУ Молодёжненская СОШ Томского района
- Рабочая программа РМГ
- Распоряжение ДОТО от 29.08.2024 № 1186 - О региональном плане профориентационных мероприятий
- Распоряжение ДОТО от 29.08.2024 № 1187- О реализации единой модели профориентационной работы
Полезная информация
Уже несколько лет школьники нашего региона принимают участие во Всероссийском профориентационном проекте «Билет в будущее». Опытные педагоги помогают учащимся 6-11 классов подробнее узнать о различных профессиях и выявить склонность к определенным сферам деятельности. В рамках проекта предусмотрены экскурсии на ведущие предприятия, где дети знакомятся со спецификой работы.
Важную роль в выборе специальности играют родители. Их задача – максимально помочь подростку сориентироваться на рынке труда и образовательных услуг, чтобы не ошибиться с выбором специальности. В рамках проекта «Билет в будущее» разработан специальный курс «Родители в теме». Он возможность и инструменты родителям, чтобы развить собственные компетенции в понимании рынка труда, чтобы можно было лучше ориентироваться в мире современных профессий и самое главное, понимать свою роль и помощь в выборе ребенку: где ему нужно помочь, где не мешать в том выборе, который он делает, а самое главное – дать те инструменты, которые можно для этого использовать. В курсе есть информация на тему выбора профессии, в том числе ответы на вопросы: когда стоит начинать профориентацию, когда стоит задумываться, все ли в порядке у ребенка относительно профессионального самоопределения, а самое главное, различные практики и инструменты, которые позволяют оказать помощь ребенку, исходя из родительской роли.
Курс состоит из 5 модулей в формате видеоуроков. В первом модуле разбирается многообразие профессий и современные траектории развития карьеры. Во втором родители узнают о том, какие этапы профессионального самоопределения проходит подросток, как поддержать и помочь ему на этом пути, и что важно знать о подростке родителю и подростку о себе самом для грамотного выбора будущей профессии. Родители подробно изучат тренды и актуальное положение дел на рынке труда в третьем модуле. Они узнают о перспективных профессиях и отраслях экономики, о необходимых навыках, важных для работодателей сегодня, а также о том, какие существуют инструменты для знакомства подростков с профессиями и как корректно говорить с ребенком о будущем. Четвертый модуль касается образовательного ландшафта и рассказывает об основных стратегиях построения образовательной траектории. Модуль в том числе помогает разобраться, как изучать вузы и колледжи, как работать с агрегаторами информации и какими источниками пользоваться, как читать учебные планы и зачем. В рамках завершающего модуля родители получают инструменты для формирования плана действий для поддержки ребенка в самоопределении. Также, в рамках курса предусмотрены семейные тесты, чек-листы и планировщики.
Пройти курс можно бесплатно в любое удобное время. Все материалы курса опубликованы на официальном сайте проекта «Билет в будущее» по ссылке https://bvbinfo.ru/for-parents.
Недавний социологический опрос среди подростков 13-17 лет показал, что представители поколения альфа (дети, родившиеся после 2010 года) сложно ориентируются в сфере современных профессий, а большинство опрошенных предпочитают в будущем работать в сфере услуг. Самые популярные из названных профессий: курьер, бармен, официант и продавец. Подростков привлекает гибкий график и неполный рабочий день. Однако большинство опрошенных рассчитывает на высокий уровень оплаты, совершенно не соизмеряя доходы представителей разных сфер деятельности.
Руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина, ознакомившись с результатами опроса отметила: «Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе. Формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. «Застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте».
Эксперты советуют использовать для выбора профессии классическую формулу «хочу, могу, надо». Где «хочу» - это желания и интересы подростка, «могу» - способности и склонности, «надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение.
Хорошим помощником в вопросе выбора профессии является федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет ребятам посещать работодателей и общаться с профессионалами, увидеть своими глазами процесс работы и почувствовать собственный интерес к профессии. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. Такие экскурсии осуществляются в рамках проекта каждой школой – участником «Билета в будущее».
Также есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Сначала обсуждается общее направление, например аграрная сфера, а внутри много разных позиций - от агронома до технолога пищевого производства. Такие уроки проходят в школах каждый четверг. В них принимаю участие учащиеся 6-11 классов.
Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» объявляет конкурс для педагогов-навигаторов. Российские учителя, участвующие в проекте, могут получить грант на профессиональное и творческое развитие.
Для участия необходимо написать небольшую творческую работу и опубликовать ее на 3 ресурсах: сайте школы, в школьной группе в ВКонтакте и на личной странице в социальной сети.
Конкурс проходит в 3 номинациях: «ЭССЕ», «Новостной материал», «Публицистический материал». В каждой из номинаций будут выбраны 3 призёра. Победители получат гранты на развитие своих профессиональных компетенций в размере 100 тыс. рублей, 50 тыс. рублей и 20 тыс. рублей соответственно.
В творческих работах педагогам предлагается поделиться личными впечатлениями о проекте и его влиянии на профессиональную траекторию участников, новостями о реализации проекта в регионе и своих личных инициативах, историями детей-участников проекта «Билет в будущее» и тем, как проект помог им в выборе профессии.
Заявки можно подать с 5 по 17 ноября. Итоги конкурса будут подведены до 20 ноября. Подробнее с правилами участия можно ознакомиться на сайте проекта в разделе «Новости»: https://bvbinfo.ru/media/news/bilet-v-budushee-obyavlyaet-konkurs-moi-gorizonty
Напомним, что «Билет в будущее» является центральным российским проектом по профориентации, оператором которого поручением Министерства просвещения назначен Фонд Гуманитарных Проектов. Благодаря опыту фонда в построении государственных сетевых проектов за 5 лет реализации некоммерческая профориентация впервые появилась в стране и охватила каждую вторую российскую семью. Более 8 миллионов школьников уже получили свои карьерные треки и как выпускники в будущем сформируют трудовой рынок нового типа. Двенадцать тысяч российских компаний стали соучастниками этих позитивных изменений в экономике и уже строят по-новому свою кадровую систему. Основу будущего развития профориентации составили 100 000 педагогов-навигаторов, ставших не только карьерными наставниками для школьников, но и амбассадорами профориентации среди коллег. Успешным компонентом проекта стала цифровая система bvbinfo.ru, созданная фондом в партнерстве с ведущими научными и методическими лабораториями страны. Благодаря нацпроекту она одинаково доступна, как жителям новых, так и исторических территории России.
Разбираемся, как государственная профориентация помогает определиться с профессией и сэкономить семейный бюджет.
Вариантов современной профориентации очень много. Но правда ли, что только платные тесты или консультации профориентологов могут дать глубокий анализ и помочь в выборе профессии? В последние несколько лет активно разрабатываются и внедряются различные федеральные проекты и программы, направленные на повышение уровня информированности школьников о различных профессиях и возможностях профессионального роста.
В 2018 году в пилотном режиме был запущенный всероссийский профориентационный проект «Билет в будущее», который включает в себя профориентационные диагностики и материалы на цифровой платформе, дополняя это все разноформатными офлайн мероприятиями по всей стране (профессиональные пробы, экскурсии на предприятия, мастер-классы). С сентября 2023 года на основе «Билета в будущее» Минпросвещения России внедряет во всех российских школах Единую модель профориентации обучающихся для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
В этот же год в перечне профориентационных инициатив появляется 34-часовой курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», основной целью которого является формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению. В рамках курса школьников знакомят с разнообразными профессиональными направлениями, а также с рынком труда.
На сегодняшний день проект реализуется во всех регионах РФ. Федеральным оператором проекта «Билета в будущее» и Единой модели профориентации выступает Фонд Гуманитарных Проектов.
Как бесплатно получить то, что дорого продают?
Важно понимать, что рано или поздно профориентация детей становится задачей и родителей тоже. Чтобы помочь в выборе профессии, недостаточно учитывать только желания и способности ребёнка (но это тоже очень важно!). Нужно суметь вовремя обратить внимание и на другие факторы: востребованность профессии на рынке труда, тренды, экономика, перспективы, риски, обстановка в стране.
Рынок профориентационных предложений разнообразен. Одним из главных преимуществ платных исследований считается детализированная диагностика не только профессиональных интересов, но и личностных качеств подростка. Стоимость таких тестов может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Однако всегда ли стоит родителям переплачивать за подобные услуги?
Немного математики
Изучив рынок, мы выяснили, что стоимость одного профориентационного тестирования – от 3 000 до 7 000 рублей (в зависимости от возраста ребенка). А некоторые частные профориентологи просят 20 000 рублей за 2,5 часа консультации. Кому-то покажется, что одна встреча или тест ответят на все вопросы разом. Но не будем забывать: в период взросления ребенка его предпочтения «кем я хочу стать» постоянно меняются. И в таких случаях важно обращаться к профориентации чаще. Регулярно проходить профориентационное ориентирование целесообразно, начиная с 6 класса. Сегодня специалисты продают курсы, рассчитанные на 2-3 месяца, стоимостью от 45 000 рублей + за 6 000 рублей (а кто-то это делает и за все 15 000 рублей) можно заказать индивидуальную диагностику с учетом всех аспектов личности ребенка и профессиональных интересов. При ежегодном прохождении таких курсов расходы только на профориентацию составят около 300 000 рублей. А если ребенок в семье не один? Тогда сумма может стать просто неподъемной.
Первым в такого масштаба и качества некоммерческим профориентационным проектом стал «Билет в будущее». Для ребенка – это возможность лучше понять свои склонности и интересы, а также определить hard и soft skills. Для родителей: семейные тесты, курсы, психологические советы от экспертов, полезные рекомендации, чек-листы. Все это доступно на бесплатном цифровом ресурсе bvbinfo.ru.
Важно отметить, что на рынке коммерческой профориентации семейный бюджет ждут не только траты, но и разочарования – инфоцыгане не дремлют и под видом полезных практик предлагают, как совершенно мошеннические бесполезные программы, так и гибридные формы сильно облегченных копий. Мало кто из них любит тратить на одного клиента много времени. И уж совсем никто не готов бесплатно посвящать чужому ребенку несколько лет. Кроме школ и уже зарекомендовавших себя в пространстве школьной профориентации педагогов-навигаторов.
Российская профориентация с каждый годом развивается, побуждая государство работать в этом направлении еще более серьезно. Федеральные профориентационные инициативы уже сегодня становятся экологичнее, показывая, что в современных реалиях фокус внимания находится на самом ребенке, его увлечениях и желаниях. Теперь важен не просто выбор профессии, а самореализация. Инновационные методы и инструменты, которые применяются, помогают в полной мере раскрыть профессиональный потенциал, «погрузить» подростка в будущую специальность, определить его реальные интересы, сильные и слабые стороны, а также помочь родителям найти правильный подход в выборе профессии для своего ребенка.
Бесплатная платформа проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/
Медиация
Служба школьной медиации — это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Медиация — это такая процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех, решение при помощи медиатора.
Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.
Обратиться в службу медиации можно лично (к руководителю службы педагогу-психологу Александровой Наталье Александровне) или позвонить по телефону 3822(921601) и договориться о встречи. Письменное обращение в службу можно отправить на почту:tom-molschool@yandex.ru
После этого с каждым из участников встрется медиатор службы медиации для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, медиатор проводит примирительную встречу, на которой обсуждаются следующие вопросы:
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
Правовой основой создания и деятельности службы медиации в нашей школе:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (ст.27 п.2) ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля2010 г. N 193-ФЗ«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 годы;
- Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утв.распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р);
- Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организация (письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. № 07-7657)
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.
Миссия службы медиации — развить и закрепить как культурную традицию новую форму реагирования на конфликтную ситуацию.
Цель службы медиации — развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи службы медиации:
Ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации).
Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди работников центра, несовершеннолетних и их родителей / законных представителей.
ПОМНИТЕ!
Цель медиатора – НИ разбирательства, НИ наказания, а ПОМОЩЬ и совместный с Вами ПОИСК ДОСТОЙНОГО ВЫХОДА, которой устроит обе стороны.
Если в неприятной ситуации оказались не Вы сами, а кто-то другой и Вам об этом известно, можно сказать об этом медиаторам, они помогут также без огласки и быстро.
Сообщить медиатору о том, что другому плохо (унижают, обижают, высмеивают, угрожают, назревает ссора) также важно, как позвать на помощь попавшему в беду.
НЕ будьте равнодушны!
В сложной ситуации может оказаться каждый!
В нашей школе каждый должен чувствовать комфорт и безопасность!